Стойки стабилизатора (косточки, линки) – один из элементов ходовой системы автомобиля, служат для соединения концов стабилизатора с подвеской автомобиля. Стабилизатор поперечной устойчивости предназначен для обеспечения поперечной устойчивости автомобиля во время движения, уменьшения горизонтального крена кузова во время поворотов и резких маневров, удержания траектории движения при разгонах, подавления заноса при торможении. Стойки стабилизатора оснащены шарнирами, что позволяет сделать соединение стабилизатора с подвеской подвижным. Стойки стабилизатора поперечной устойчивости являются одними из самых нагруженных и быстроизнашивающихся элементов подвески автомобиля.
Содержание
Конструкция стойки стабилизатора
Стойка стабилизатора представляет собой металлический стержень длиной от 5 до 20 см. На некоторых моделях автомобилей стойки стабилизатора могут быть изготовлены из пластика.
На обоих концах стержня имеются крепления позволяющие крепить стойки к стабилизатору и подвеске автомобиля.
Стойки стабилизатора делятся по виду крепления на несколько типов:
- Стойки с двумя шаровыми шарнирами
- Стойки с шаровым шарниром и втулкой
- Стойки с двумя втулками
- Стойки с шаровым шарниром и резьбовыс соединением
Самым рапространенным типом стоек стабилизатора являются стойки с шаровыми шарнирами. Шаровой шарнир включает в себя стальной шаровый палец, пластиковую обойму, смазку и пыльник. На конце шарового пальца имеется резьба, позволяющая крепить стойки стабилизатора к другим элементам при помощи гаек. Герметичный пыльник защищает шарнирное соединение от попадания грязи и пыли и от вымывания смазки.
Стойки стабилизатора могут быть симметричными (можно ставить на любую сторону автомобиля) и несимметричными (можно ставить только на левую или только правую сторону автомобиля).
Стойки стабилизатора в большинстве случаев являются элементом конструкции передней подвески автомобиля, но у некоторых моделей автомобилей могут входить и в конструкцию задней подвески.
Принцип действия стойки стабилизатора
При езде по прямой стабилизатор поперечной устойчивости практически не участвует в работе подвески автомобиля, оба его конца синхронно колеблются вместе с колесами.
При прохождении поворота стабилизатор поперечной устойчивости автоматически включается в работу, увеличивая жесткость подвески с нагруженной стороны (внешней по отношению к центру радиуса поворота), одновременно прижимая колесо к дорожному покрытию и тем самым частично выравнивая разгруженную (внешнюю по отношению к центру радиуса поворота) сторону.
Стойки стабилизатора выполняют роль соединяющего элемента между стабилизатором поперечной устойчивости и передней подвеской автомобиля. Стойки стабилизатора обеспечивают нежесткое соединение между стабилизатором и подвеской и тем самым сохраняют его ограниченную подвижность.
Признаки неисправности стоек стабилизатора
При неисправности стоек стабилизатора поперечной устойчивости появляются следующие признаки:
- Во время переезда автомобиля через неровности на дороге или переезде через препятствия (лежачего полицейского) слышен характерный стук. Сильнее всего стойки стабилизатора стучат при поперечных нагрузках и при диагональном вывешивании. Звук стучаших стоек стабилизатора бывает довольно громким, но глухим и идет со стороны передней подвески. Стук сойки стабилизатора можно спутать со стуком шаровой опоры, но ее стук обычно тише.
- Во время движения автомобиля по ровной дороге его начинает тянуть влево или вправо, автомобиль начинает рыскать по дороге, водителю при этом приходится постоянно подруливать. Причиной такого поведения автомобиля могут быть не только износ стоек стабилизатора поперечной устойчивости, но и другие неисправности, например: неравномерно накаченные шины, неправильный развал схождение колес.
- Во время движения автомобиль сильнее обычного кренится (наклоняется) в поворотах.
- Во время движения по ровной дороге наблюдается поперечное раскачивание кузова автомобиля во время выполнения поворотов или торможения.
Причины выхода из строя стоек стабилизаторов
Стойки стабилизатора поперечной устойчивости имеют свой определенный срок службы. Большинство автопризводителей закладывает срок службы стоек стабилизатора в 100 000 км пробега.
В условиях отечественных автомобильных дорог стойки стабилизатора поперечной устойчивости служат 40000-50000 км. В некоторых автомобилях стойки выходят из строя уже через 10000-15000 км пробега.
Срок службы стоек стабилизатора очень сильно зависит от манеры и стиля вождения человека управляющего автомобилем.
Основными причинами выхода из строя стоек стабилизатора являются:
- Стирание пластиковой обоймы шарового пальца – в процессе эксплуатации автомобиля, стабилизатор поперечной устойчивости пытается постоянно сжать, растянуть и провернуть стойку, в результате чего пластик обоймы стирается и шаровый палец начинает болтаться в посадочном месте.
- Растрескивание резины пыльника – со временем резина пыльника стойки трескается и начинает пропускать влагу, которая вымывает смазку, внутрь соединения попадают пыль и песок, что приводит к быстрому выходу стойки из строя.
Как проверить стойки стабилизатора
- Существует несколько способов проверки исправности стоек стабилизатора:
- Для проверки стойки стабилизатора следует вывернуть переднее колесо вправо или влево до полного упора, затем с помощью монтировки или рукой пытаемся раскачать стойку из стороны в сторону, если при раскачивании стойки имеется сильный люфт стойки нужно менять.
- Существует способ проверки исправности стойки стабилизатора с помощью товарища. Для того чтобы проверить стойку нужно вывернуть передние колеса вправо или влево до полного упора, либо спуститься в смотровую яму по днище кузова в районе передней подвески и взяться за стойку рукой. Затем следует попросить товарища покачать машину в поперечном направлении. При наличии люфта в местах крепления стойки вы услышите стук и почувствуете люфт рукой.
- Для проверки стойки стабилизатора можно дважды медленно проехать через лежачего полицейского, сначала строго перпендикулярно, затем под углом. Если в первом случае стуков не было, а во втором случае они появились стойки стабилизатора нужно менять.
- В случае, если в результате осмотра стоек стабилизатора вы обнаруживаете порваный пыльник, стойки стабилизатора вскоре потребуют замены. Не защищенный шарнирный механизм быстро теряет смазку, внутрь попадают влага, пыль и песок, что приводит к быстрому выходу шарнира из строя.
Как поменять стойки стабилизатора
Неисправные стойки стабилизатора подлежат замене. Замену стоек лучше осуществлять попарно: сразу обе передние стойки, или обе задние.
Для замены стоек стабилизатора необходимы следующие инсрументы:
- Домкрат
- Щетка по металлу
- Смазка WD-40
- Рожковый или накидной гаечный ключ
- Внутренний шестигранник
Замена стоек стабилизатора выполняется в следующем порядке:
- Фиксируем автомобиль ручным стояночным тормозом, подкладываем под колеса противооткатные упоры
- Для того, чтобы стойки стабилизатора и сам стабилизатор поперечной устойчивости находились в расслабленном состоянии вывешиваем оба колеса оси автомобиля, для этого после поднятия автомобиля домкратом и снятия колеса, подставляем подставку под нижний рычаг.
- Очищаем крепежные гайки от грязи и ржавчины щеткой по металлу
- Обильно смачиваем крепежные гайки смазкой WD-40 и подождите 5–10 минут
- Откручиваем крепежные гайки рожковым или накидным ключом, удерживая палец от прокручивания с помощью внутреннего шестигранника
- Снимаем старую стойку стабилизаторами
- Очищаем места установки и устанавливаем новую стойку
- Наживляем гайки, затем затягиваем их окончательно
- Чуть поднимаем автомобиль домкратом, убираем подставку, устанавливаем на место колеса, опускаем домкрат
После пары сотен километров пробега следует проверить и при необходимости подтянуть крепежные гайки. Делать развал-схождение после замены стоек стабилизатора не обязательно, стабилизатор поперечной устойчивости не влияет на углы установки колес.
Лучшие производители стоек стабилизатора
CTR
Стойки стабилизатора CTR производятся компанией CTR, которая была основана в 1971 году в городе Пусан (Южная Корея). Компания CTR производит детали подвески, рулевого управления, трансмиссии и тормозной системы. Компании принадлежат 14 заводов в разных странах мира, 11 из них расположены в Южной Корее. Продукция компании поставляется на конвейеры автомобильных производителей: Hyundai, KIA, General Motors, Mercedes-Benz, BMW, Ford, Alliance Renault Nissan, PSA Group, Chrysler, Volvo.
Lemforder
Стойки стабилизатора Lemforder производятся компанией Lemforder, которая была основана в 1947 году в г. Лемфёрде (Германия). С 1984 года компания Lemforder входит в концерн крупнейшему немецкому производителю автомобильных компонентов ZF Friedrichshafen AG. Под торговой маркой Lemforder производятся детали подвески и рулевого управления. Продукция компании поставляется на конвейеры автомобильных производителей: Ford, Mercedes, BMW, VW, Audi, Volvo, MAN, Volvo, IVECO, DAF.
TRW
Стойки стабилизатора TRW производятся компанией TRW Automotive, которая была основана в 1958 году в городе Ливония (США) объединением компанией Thompson Products и Ramo-Wooldridge. Компания TRW производит компоненты тормозных систем, рулевых систем и подвески, подушки безопасности, ремни безопасности, системы стабилизации, датчики. Компании принадлежат 40 заводов в разных странах мира. Более 90% всей продукции поставляется на конвейеры автопроизводителей. С 2015 года компания TRW Automotive входит в немецкий концерн ZF Friedrichshafen AG.
555
Стойки стабилизатора 555 производятся японской компанией Sankei Industry Co.Ltd, которая была основана в 1960 году. Под торговой маркой 555 производятся рулевые тяги, шаровые опоры, рычаги подвески, стойки стабилизатора, рулевые наконечники. Продукция компании поставляется на конвейеры автомобильных производителей: Nissan, Honda, Toyota, Mazda.
LYNXauto
Стойки стабилизатора LYNXauto производятся японской компанией Akita Kaihatsu Japan Co. Ltd, которая была основана в 1964 году в городе Осака (Япония). Произодство автомобильных запчастей под торговой маркой LYNXauto было начато в 2008 году. Под торговой маркой LYNXauto производятся тормозные колодки, амортизаторы, детали подвески, фильтры, ремни, лампы.
Sidem
Стойки стабилизатора Sidem производятся бельгийской компанией Sidem, которая была основана в 1933 году. В настоящее время в Бельгии располагается штаб-квартира компании, заводы компании находятся в Венгрии Румынии. Компания Sidem производит сайлентблоки, шаровые опоры, рычаги подвески, рулевые тяги, втулки, наконечники рулевых тяг. Продукция компании поставляется на конвейеры автопроизводителей: Scania, RVI, Mercedes-Benz, Iveco, Volvo и DAF.
VAG
Стойки стабилизатора VAG производятся автоконцерном VAG для автомобилей Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Skoda, Volkswagen. Стойки VAG устанавливаются на конвейере производителя и поставляются на вторичный рынок в качестве оригинальных запчастей.
GMB
Стойки стабилизатора GMB производятся японскоц компанией GMB, которая была основана в 1943 году в городе Осака (Япония). Компания выпускает насосы охлаждающей жидкости, ролики ремней ГРМ, рулевые наконечники, рулевые тяги, шаровые опоры, подшипники. Заводы компании находятся в Японии, Китае, Корее, Тайване. Продукция компании поставляется на конвейеры автопроизводителей: Ford, Daewoo, Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Kia, Renault, Suzuki, GM.
Meyle
Стойки стабилизатора Meyle производятся немецкой компанией «Wulf Gaertner Autoparts AG», которая была основана в 1958 году. Первоначально компния занималась экспортом автомобильных запчастей, затем в 1995 году перешла к выпуску запасных частей на базе собственных производственных площадок под торговой маркой Meyle. Компания известна своими компонентами рулевого управления и подвески.
Sasic
Стойки стабилизатора Sasic производятся французской компанией Sasic, которая была образована в 1971 году в результате объединения компаний Santucci и Sifca, в настоящее время входит во французскую промышленую группу SEVTI Group. Компания производит рулевые рейки, рулевые тяги, рулевые наконечники, шаровые опоры, рычаги подвески, сайлентблоки, комплекты сцепления, тормозные диски, тормозные шланги, суппорты, насосы охлаждающей жидкости, термостаты, муфты вентиляторов, масляные насосы. Компания является традиционным поставщиком французских автопроизводителей.
RTS
Стойки стабилизатора RTS производятся испанской компанией RTS S.A., которая была образована в 1983 году. Компания владеет тремя заводами, все они находятся в Испании. Основным направлением деятельности компании является производство элементов подвески автомобиля и рулевой: шаровые опоры, рулевые тяги, рулевые наконечники, рычаги подвески, стабилизаторы. Продукция компании поставляется на конвейеры автопроизводителей: Opel, Ford, VW, Seat, Renault, Peugeot, Nissan, SAAB.
Febi
Стойки стабилизатора Febi производятся немецкой компанией Ferdinand Bilstein GmbH + Co. KG, которая была образована в 1844 году. В настоящее время компания входит в группу компаний Bilstein Group, которой в настоящее время принадлежат торговые марки Febi, SWAG и Blue Print. Компания производит детали подвески и рулевого управления, резинометаллические детали, детали двигателя, компоненты тормозной системы, электрику и технические жидкости. Продукция компании поставляется на конвейеры автопроизводителей: MERCEDES BENZ и DAF.
MOOG
Стойки стабилизатора MOOG производятся компанией MOOG, которая была образована в 1919 году. С 1998 года компания MOOG входит в группу FEDERAL MOGUL. Под торговой маркой MOOG изготавливливаются детали подвески и рулевого управления. Продукция MOOG широко известна в США, доля деталей именно этого бренда занимает 60% всего американского рынка автозапчастей.
Delphi
Стойки стабилизатора Delphi производятся компанией Delphi Automotive PLC, которая была образована в 1999 году в результате объединения крупных известных производителей автозапчастей компаний BORG&BECK, AC DELCO, De CARBON, AP LOCKHEED. Delphi поставляет комплектующие для основных глобальных платформ ведущих автопроизводителей: MQB A/B (Volkswagen Golf, Audi A3), Ford C1 (Focus, Escape), Renault-Nissan B (Clio, Sentra), Hyundai HD (Elantra, ix 35), Toyota MC-M (Camry, RAV-4).
ABS
Стойки стабилизатора ABS производятся голландской компанией A.B.S. All Brake Systems B.V., которая была образована в 1978 году. Компания является лидером в производстве комплетующих деталей для тормозных систем автомобилей. Компания производит: тормозные колодки, тормозные диски и барабаны, тормозные цилиндры, тормозные суппорты, тормозные шланги, тросы сцепления и стояночного тормоза, ремонтные комплекты гидравлических систем. С 2005 года компания занимается производством комплектующих для подвески и рулевой системы автомобиля.
MAPCO
Стойки стабилизатора MAPCO производятся компанией MAPCO, которая была образована в 1977 году. Компания MAPCO зародилась во Франции, в настоящее время головной офис компании располагается вблизи Берлина. Изначально компания специализировалсь на изготвлении деталей тормозных систем, с 1985 года компания также выпускает детали подвески и рулевого управления.
Just Drive
Стойки стабилизатора Just Drive производятся японской компанией Just Drive Co., Ltd., которая занимается выпуском автомобильных запчастей с 2002 года. Компания выпускает амортизаторы, воздушные, масляные, топливные фильтры, щетки стеклоочистителей, детали подвески, тормозные колодки и шарниры равных угловых скоростей. Продукция изготавливается на заводах в Китае, Корее и Таиланде.
Febest
Стойки стабилизатора Febest производятся компанией FEBEST GmbH, которая была основана в 2008 году в городе Франкфурт-на-Майне (Германия). Продукция компании производится на заводах в Китае.
Zekkert
Стойки стабилизатора Zekkert производятся немецкой компанией российского происхождения Zekkert GmbH на заводах в Китае. Под торговой маркой Zekkert предлагаются воздушные, масляные и топливные фильтры, компоненты системы охлаждения, амортизаторы, тормозные колодки, детали подвески и трансмиссии.
Fenox
Стойки Fenox производятся белорусской компанией Fenox, которая была основана в 1989 году. Под торговой маркой Fenox предлагаются детали тормозной системы, системы охлаждения, подвески, трансмиссии, рулевого управления. Компании принадлежат 12 заводов расположенных в Беларуси, России и Германии.
Оставить комментарий