Антифриз (охлаждающая жидкость) — рабочая жидкость в системе охлаждения двигателей автомобилей. Антифриз циркулирует в системе охлаждения под действием водяного насоса, отводя тепло от двигателя к радиатору, в котором антифриз охлаждается и вновь возвращается в двигатель. Антифризы имеют низкую температуры замерзания ( до -67 °C ) и высокую температуру кипения (до +110 °C ).
Содержание
Что такое антифриз
Антифризом называют рабочую жидкость системы охлаждения двигателя. Слово антифриз происходит от греческого анти — против и английского freeze — замерзать, то есть «незамерзающая». Циркулируя внутри двигателя антифриз отводит тепло, образующееся от сгорания топливо-воздушной смеси, от блока цилиндров и головки блока цилиндров к радиатору. Антифриз не дает двигателю перегреваться и обеспечивает ему правильный температурный режим.
Основой антифризов являются водный раствор этиленгликоля или пропиленгликоля. Этиленгликоль используется чаще пропиленгликоля, который в отличие от этиленгликоля не токсичен, но стоит значительно дороже. Температура замерзания чистого этиленгликоля -12,3 °С, но смесь состоящая из 67% этиленгликоля и 33% воды замерзает при -67 °С.
Причем, даже замерзая, антифриз превращается не в лед, а в субстанцию напоминающую снег, которая не расширяется при замерзании. Вода при замерзании расширяется на 9%, а смесь из 40% этиленгликоля и 60% воды при замерзании расширяется всего лишь на 1,5%
Температура кипения антифриза при 40% содержании этиленгликоля составляет +105 °C, а при 60% содержании этиленгликоля +110 °C. Давление в системе охлаждения двигателя составляет 1-2 атмосферы, при таком давлении антифриз закипает при температуре +125…+150 °C, а его рабочая температура от +85 до +100 °C.
При всех достоинствах антифризы имеют и некоторые недостатки: более высокую удельную теплоемкость (на 15-20% больше, чем у воды), более высокую вязкость (в 2-3 раза больше, чем у воды) и больший коэффициент теплового расширения.
В состав антифриза входят большое количество присадок, которые составляют всего 2-4% объема антифриза, но при этом именно присадки обеспечивают антифризу необходимые свойства, характеристики и область применения.
- Противокоррозийные присадки (ингибиторы коррозии) — предотвращают появление коррозии и снижают негативное воздействие антифриза на стальные, алюминиевые и медные детали двигателя.
- Присадки защищающие резину и пластик — предотвращают высыхание и растрескивание резиновых и пластиковых деталей системы охлаждения.
- Антипенные присадки — предотвращает образование пены при циркуляции антифриза в системе охлаждения.
- Антикавитационные присадки — предотвращают образование и схлопывание микропузырьков в охлаждающей жидкости, которые образуются из-за высокочастотной вибрации у стенок цилиндров и могут разрушать их.
- Флуоресцентные присадки — предназначены для облегчения поиска утечек антифриза, заставляя его светиться в ультрафиолетовом свете.
В состав антифриза входят красители, которые окрашивают его в разные цвета. Яркий цвет антифриза облегчает контроль его уровня и напоминает о его токсичности. Совпадение цвета двух разных антифризов не является свидетельством их совместимости.
Типы основы антифриза
Существуют две основы для создания антифризов, которые различаются по своим свойствам и характеристикам:
- Этиленгликоль — самая популярная основа для антифризов, представляет собой бесцветную маслянистую жидкость без запаха, является двухатомным спиртом, при попадании в организм вызывает отравление и даже смерть. Смесь воды с этиленгликолем вызывает коррозию деталей двигателя и системы охлаждения, поэтому требует наличия специальных присадок, защищающих металлы от коррозии.
- Пропиленгликоль — более современная основа для антифризов, также является двухатомным спиртом, не ядовитый и поэтому более экологичный. Антифризы на основе пропиленгликоля включают в свой состав до 20% глицерина, который увеличивает вязкость и снижает эффективность теплообмена. Антифризы на основе пропиленгликоля стоят дороже.
Типы антифризов по виду присадок
Неорганические антифризы
Неорганические антифризы изготавливаются на основе этиленгликоля и присадок на основе солей неорганических кислот: нитритов, нитратов, боратов, фосфатов, силикатов, аминов.
Антифризы с неорганическими ингибиторами также называют: Traditional, Classic, Conventional coolant или IAT (Inorganic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen неорганические силикатные этиленгликолевые антифризы обозначаются как G11. К этому же типу относятся советские силикатные антифризы Тосол-А40 (голубого цвета с температурой замерзания -40°C) и Тосол-А65 (красного цвета с температурой замерзания -65°C).
При заливании такого антифриза в систему охлаждения двигателя соли неорганических кислот оседают на внутренних поверхностях системы охлаждения и образуют оксидную пленку, защищающую металл от агрессивного воздействия этиленгликоля.
Оксидная пленка защищает внутренние поверхности двигателя и детали системы охлаждения от коррозии, но ухудшает теплообмен, поэтому антифризы такого типа не применяются на автомобилях с современными высокофорсированными и теплонагруженными двигателями.
Антифризы на основе солей неорганических кислот недолговечны, их срок службы не превышает 2 лет. Защитная пленка созданная антифризом при его заливе постепенно разрушается, а в антифризе циркулирующем в системе охлаждения его уже нет.
Продукты износа неорганических антифризов представляют собой абразивную взвесь твердых частиц, которые вредны для сальников водяного насоса.
Органические (карбоксилатные) антифризы
Органические (карбоксилатные) антифризы изготавливают на основе этиленгликоля и солей органических карбоновых кислот (карбоксилатов).
Органические антифризы также называют: Carboxylate coolants, OAT (organic acid technology), LLC (Long Life Coolant), XLC (Extended Life Coolant). По классификации концерна Volkswagen неорганические силикатные этиленгликолевые антифризы обозначаются как G12.
Присадки органических (карбоксилатные) антифризов не оседают на стенках системы охлаждения, а долго сохраняются в составе антифриза и циркулируют по системе охлаждения. При появлении коррозии они покрывают проблемное место тонкой защитной пленкой.
Органические (карбоксилатные) антифризы обеспечивают хороший теплоотвод от деталей двигателя, имеют долгий срок службы (до 5 лет). Органические антифризы в смеси с воздухом оказывают плохое воздействие на чугун и медные сплавы. При использовании органических антифризов нужно внимательно следить за уровнем антифриза в расширительном бачке и не допускать попадания воздуха в систему охлаждения.
Недостатками органических антифризов являются: размягчение органическими солями резиновых шлангов системы охлаждения и создания условий для кавитации. Для борьбы с этими явлениями в состав органических (карбоксилатных) антифризов включают дополнительные присадки.
Гибридные антифризы
Гибридные антифризы представляют собой этиленгликолевые антифризы которые содержат как неорганические (силикатные) (60-70%), так и органические (карбоксилатные) присадки (30-40%).
Гибридные антифризы также называют: Hybrid coolants, HOAT (Hybrid Organic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen гибридные антифризы обозначаются как G12+.
Часть присадок оседает на внутренних стенках системы охлаждения, другая часть присадок циркулирует по системе охлаждения и создают дополнительную защитную пленку в местах коррозии.
За счет образования защитного оксидного покрытия внутри системы охлаждения гибридные антифризы хуже обеспечивают отвод тепла, чем чисто органические антифризы. За счет карбоксилатных присадок гибридные антифризы имеют более длительный (3 года) срок службы, чем чисто неорганические антифризы.
Лобридные антифризы
Лобридные антифризы представляют собой этиленгликолевые антифризы которые содержат как неорганические (силикатные или фосфатные) (10%), так и органические (карбоксилатные) присадки (90%).
Гибридные антифризы также называют: Lobrid coolants, SiOAT (Silicon Enhanced Organic Acid Technology). По классификации концерна Volkswagen гибридные антифризы обозначаются как G12+.
Часть присадок оседает на внутренних стенках системы охлаждения, другая часть присадок циркулирует по системе охлаждения и создают дополнительную защитную пленку в местах коррозии.
Особое место занимают антифризы G13, они изготавливаются на основе пропиленгликоля и включают в свой состав глицерин. Антифризы G13 являются более экологичными по сравнению с этиленгликолевыми антифризами, но при этом менее энергоэффективными.
Цвет антифриза
Цвет антифриза зависит от красителя добавленного производителем в его состав. Антифриз может быть синего, красного, оранжевого, зеленого или фиолетового цвета.
Яркий цвет антифриза: не позволяет спутать его с обычной водой, позволяет проще отслеживать уровень антифриза в расширительном бачке, позволяет проще обнаружить утечки в системе охлаждения, позволяет по изменению цвета антифриза судить о необходимости его замены.
Каждая компания-производитель антифриза самостоятельно принимает решение, какой цвет применять для конкретного антифриза. Ни тип, ни качество, ни срок службы антифриза никак не связаны с его цветом.
На практике очень сложно подобрать антифризы абсолютно одинаковые по химическому составу, разные пакеты присадок могут быть плохо совместимы между собой, поэтому смешивать между собой разные антифризы нежелательно даже если они имеют одинаковый цвет.
Формы антифриза
Антифризы продаются в виде двух форм:
- Готовый раствор — готовый раствор не нужно разбавлять водой, антифриз сразу готов к заливке в систему охлаждения автомобиля, температура замерзания указывается на этикетке (как правило, от -40 до -50°C).
- Концентрат — перед заливкой в систему охлаждения автомобиля его требуется разбавить дистиллированной водой в определенной пропорции, температура замерзания будет зависеть от пропорции разбавления (50:50, 60:40, 70:30), чем меньше доля воды, тем выше морозостойкость.
Как выбрать антифриз
Заливать в систему охлаждения автомобиля можно только антифриз рекомендованный производителем автомобиля. Компания производитель автомобиля хорошо знает материалы из которых состоит система охлаждения и рекомендует наиболее подходящий антифриз. Конкретная марка антифриза зависит от модели, двигателя и года выпуска автомобиля.
Перед покупкой антифриза следует узнать тип антифриза заливаемого в ваш автомобиль на заводе и допуск (буквенно-цифровой код) который должен быть у рекомендованного на замену антифриза. Найти эту информацию можно в руководстве по эксплуатации своего автомобиля, на сайте производителя автомобиля или в официальном дилерском сервисном центре.
Антифриз может впускаться под брендом автопроизводителя, либо под другим брендом, но иметь его официальный допуск. При покупке антифриза следует убедиться, что на канистре с антифризом указан нужный вам допуск.
Долив антифриза
В процессе эксплуатации автомобиля возможно небольшое понижение уровня антифриза в расширительном бачке. Такое понижение уровня происходит из-за испарения некоторой части воды из антифриза. При небольшом понижении уровня в расширительный бачок доливают 100-200 миллилитров дистиллированной воды, доводя уровень антифриза до нормального уровня.
Утечка антифриза
Регулярное или существенное падение уровня антифриза в расширительном бачке и появление пятен под днищем машины после долгой стоянки свидетельствуют о наличии утечки антифриза. В таком случае лучше долить в систему охлаждения дистиллированную воду или антифриз и добраться до автосервиса. В автосервисе обнаружат место утечки, устранят ее и и при необходимости заменят антифриз на новый.
Как часто нужно менять антифриз
Антифризы имеют свой срок службы, по истечению которого нуждаются в замене.
Нарушение сроков замены антифриза может привести к выходу из строя деталей и узлов системы охлаждения двигателя автомобиля. Присадки, входящие в состав антифриза, со временем теряют свои свойства, в результате уменьшаются его антикоррозийные и защитные свойства, на стенках и каналах системы охлаждения появляются очаги коррозии и коррозийные отложения. Отложения в системе охлаждения забивают радиатор, повреждают термостат и насос охлаждающей жидкости (помпу), что приводит к необходимости дорогостоящего ремонта.
Сроки замены антифриза зависит от типа охлаждающей жидкости и указываются в рекомендациях производителя автомобиля.
- Неорганические антифризы — замена каждые 1-2 года
- Органические (карбоксилатные) антифризы — замена каждые 4-5 лет
- Гибридные антифризы — замена каждые 3-4 года
- Лобридные антифризы — замена каждые 10 лет
Производители указывают срок эксплуатации антифриза на этикетке на емкости с антифризом и в прилагаемой технической документации на сайте.
Антифриз заменяют независимо от срока его эксплуатации в случае изменения антифризом своего цвета, появления в антифризе ржавых или грязно-коричневых оттенков, мути, осадка или пены, при этом необходимо также осуществить промывку системы охлаждения.
Замена антифриза
Для того чтобы заменить антифриз в системе охлаждения нужно проделать следующие действия:
- Замену антифриза лучше производить на ровной, без уклона площадке
- Для избежания ожогов, замену антифриза следует производить на остывшем двигателе
- Перед заменой антифриза следует убедиться, что в системе охлаждения двигателя нет утечек, патрубки и соединения не имеют видимых повреждений
- Для слива антифриза, под днищем автомобиля устанавливают поддон объемом не менее 10 литров
- Откручивают сливные пробки радиатора и блока цилиндров, открывают пробки расширительного бачка и радиатора
- Для полного удаления остатков антифриза из системы охлаждения используют продувку с помощью воздушного компрессора
- Отработанный антифриз является крайне токсичным продуктом, его нужно утилизировать
- В случае, если сливаемом антифризе обнаруживаются муть, осадок или пена необходимо осуществить промывку системы охлаждения дистиллированной водой, а при особо сильном загрязнении системы охлаждения следует промыть систему с помощью специальных очистителей. Система охлаждения промывается до тех пор, пока сливаемая из вода не станет прозрачной.
- Заливать новый антифриз в расширительный бачок нужно через воронку и медленно, для избежания образования воздушной пробки. Полный объем системы охлаждения автомобиля зависит от его модели и обычно составляет от 5 до 9 литров. Точный объем антифриза можно уточнить в руководстве по эксплуатации автомобиля.
- После залива нового антифриза следует запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах в течение 20-30 минут. Во время работы двигателя следует включить отопитель салона на полную мощность. После этого следует заглушить двигатель и дат ему остыть. Проверяют уровень антифриза и при необходимости доливают его до уровня посередине между отметками Min и Max.
Лучшие антифризы
Coolstream
Антифризы Coolstream производятся российской компанией Техноформ с 2003 года. Компания производит органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные автомобильные антифризы различных марок. Антифризы Coolstream имеют допуски крупнейших автопроизводителей и используются для первоначальной заправки на автомобильных заводах.
Glysantin
Антифризы Glysantin производятся всемирно известным немецким химическим концерном BASF с 1929 года. Компания BASF производит под торговой маркой Glysantin неорганические (Glysantin G05), органические (карбоксилатные) (Glysantin G30, 33, 34), гибридные (Glysantin G48) и лобридные (Glysantin G40) автомобильные антифризы разных марок. Антифризы Glysantin имеют допуски 28 крупнейших автопроизводителей и поставляется на сборочные конвейеры 26 автопроизводителей.
Sintec
Антифризы Sintec производятся российской компанией SINTEC Lubricants, которая занимается производством автомобильных охлаждающих жидкостей с 1999 года. Компания производит неорганические, органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные автомобильные антифризы различных марок. Антифризы Sintec имеют допуски многих крупных автопроизводителей.
Liqui Moly
Антифризы Liqui Moly производятся немецкой компанией Liqui Moly, которая хорошо известна многим автовладельцам, как производитель высококачественных моторных масел. Компания Liqui Moly производит неорганические, органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные автомобильные антифризы различных марок. Антифризы Liqui Moly имеют допуски многих крупных автопроизводителей.
Felix
Антифризы Felix производятся российской компанией «Тосол-Синтез», которая занимается производством автомобильных охлаждающих жидкостей с 1993 года. Антифризы Felix допущены автопроизводителями к первой конвейерной заливке, рекомендованы для гарантийного и постгарантийного обслуживания, соответствуют международным стандартам, имеют допуски многих автопроизводителей. Антифризы Felix поставляются на конвейеры крупнейших автопроизводителей: АВТОВАЗ, ЛАДА-ЗАПАД, ЛАДА Ижевск, ГК АВТОТОР, UZ Automotors, «Группа ГАЗ», КАМАЗ, МАН, Скания-Питер, МАЗ, УАЗ, ПАЗ.
Total
Антифризы Total производятся французской компанией Total, которая хорошо известна многим автовладельцам, как производитель качественных моторных масел. Компания Total производит органические (карбоксилатные) и гибридные автомобильные антифризы различных марок. Антифризы Total имеют допуски многих крупных автопроизводителей.
AGA
Антифризы AGA производятся российской компанией «Автохимпроект», которая занимается производством препаратов автохимии, автокосметики и спецжидкостей с 2009 года. Компания производит органические (карбоксилатные), гибридные и лобридные автомобильные антифризы различных марок.
Toyota
Антифризы Toyota производятся специально для автомобилей Toyota. Существуют два вида антифризов Toyota: Toyota Long Life Coolant (LLC) и Toyota Super Long Life Coolant (SLLC). Антифриз Toyota Long Life Coolant (LLC) заливался в автомобили на заводах Toyota до 2002 года, имеет красный цвет, изготовлен на основе пропиленгликоля, функциональных присадок и ингибитора коррозии. Антифриз Toyota Super Long Life Coolant (SLLC) заливается в автомобили на заводах Toyota с 2002 года, имеет розовый цвет, изготовлен на основе пропиленгликоля и присадок на основе органических (карбоксильных) кислот.
Shell
Антифризы Shell производятся нидерландско-британской компанией Shell, которая хорошо известна большинству автовладельцев, как производитель высококачественных моторных масел. Компания Shell производит органические (карбоксилатные) (SHELL Coolant Standard, SHELL Coolant Longlife G12+), гибридные (SHELL Coolant Extra G11) и лобридные (SHELL Coolant Longlife Plus G12++) автомобильные антифризы. Антифризы Shell имеют допуски многих крупных автопроизводителей.
Hyundai
Антифризы Hyundai производятся партнером компании Hyundai Motor Group южнокорейской компанией Kukdong Jeyen Co., LTD. Заводы компании Kukdong располагаются в Южная Корея, США, Китай, Индия, Словакия. На рынке Южной Кореи Kukdong реализует свою продукцию под торговой маркой CROWN. В России партнером компании Kukdong является компания Техноформ. Компания Kukdong производит неорганический (A-202), гибридные (A-103 и A-105) и лобридный (A-110) автомобильные антифризы. Антифризы Hyundai поставляются на конвейер южнокорейских автопроизводителей Kia и Hyundai.
Оставить комментарий