Буксировочный трос — это предмет первой необходимости в автомобиле, он обязательно должен находиться в так называемом «наборе автомобилиста» наряду с огнетушителем и аптечкой. Буксировочный трос придет на помощь при поломке машины, если она застряла в грязи или сугробе или если нужно помочь другу, оказавшемуся в такой ситуации.
В заводскую комплектацию автомобиля трос не входит, поэтому его нужно приобретать самостоятельно. В статье подробно рассмотрим, какие бывают тросы, чем они отличаются, на какие характеристики нужно обращать внимание при выборе троса, рассмотрим рекомендации как ехать при буксировке.
К выбору буксировочного троса нужно подойти ответственно, вы должны быть в нем уверены: что трос не порвется, не потеряет своих характеристик при долгом хранении и частом использовании, что элементы крепежа выдержат нагрузку и не нанесут повреждений машине и водителю.
Содержание
Какие бывают тросы
Тросы для автомобиля бывают двух типов:
- буксировочные,
- рывковые.
Буксировочные используются для буксировки автомобиля по грунтовой или шоссейной дороге. Рывковые — для вытаскивания застрявших автомобилей, мотоциклов, снегоходов, квадроциклов из грязи или снега.
Рывковый трос (другое название — динамический) — это специальная стропа, предназначенная именно для «выдергивания» застрявшего автомобиля. При наличии опыта у водителя, или если автомобиль застрял одним колесом, а не всем днищем, то с выдергиванием автомобиля может справиться и буксировочный трос. Но работать с рывковым тросом для этих целей намного проще и безопаснее. Поэтому, если вы любите ездить по бездорожью и часто застреваете, вам понадобится динамический трос.
Отличия рывкового троса от буксировочного
- Материал. Динамический трос состоит из полиамида, который позволяет сначала тросу растягиваться, а потом сжиматься.
- Принцип работы. Динамический трос сначала растягивается, а потом сжимается, при этом создается дополнительная энергия для вытаскивания автомобиля.
- Рывковый трос можно использовать многократно без перерывов в том случае, если не получилось вытащить машину с первого раза.
- Рывковый трос не рекомендуется использовать в качестве буксировочного из-за его способности растягиваться и резко сжиматься.
- Длина рывковых тросов варьирует от 5 до 12 метров, наиболее распространенная длина — 9 метров.
- Рывковые тросы выбирают с большим запасом нагрузки, чем буксировочные. Трос должен выдерживать нагрузку, равную массе снаряженного автомобиля, умноженную на три.
- Цена. Рывковые тросы стоят намного дороже буксировочных.
Какие бывают буксировочные тросы
Разберем все характеристики, по которым буксировочные тросы отличаются друг от друга.
Длина
Необходимая длина буксировочного троса указана в ПДД: от 4 до 6 метров. Более короткий трос может привести к тому, что буксируемая машина может врезаться в буксирующую, поскольку второму водителю может просто не хватить расстояния и времени для торможения.
Более длинный трос уменьшает управляемость второй машины, она может начать вилять на дороге, повышается опасность съезда в кювет или выезда на встречную полосу при езде за городом. Также при длинном тросе будет невозможно заехать в узкий крутой поворот, например подъехать к дому или автосервису.
При покупке троса его лучше измерить рулеткой, так как заявленная на упаковке длина может отличаться от реальной. Или можно выбирать только известных проверенных производителей, которые не допускают таких неточностей.
Материал
Есть две большие категории материалов, из которых изготавливаются буксировочные тросы:
- стальные,
- текстильные (тканевая лента, корабельный канат, авиационная капроновая стропа, полипропиленовая лента и другие).
Материал троса определяет его предельную нагрузку и условия хранения.
Стальные тросы
Стальные тросы бывают разного диаметра, вследствие чего обладают разной максимальной нагрузкой. Из плюсов — металлические тросы имеют очень большой запас прочности. Стальные тросы часто используют при буксировке больших внедорожников, минивэнов, автобусов, грузовиков.
Стальные тросы, несмотря на свою большую прочность, не переносят рывковых нагрузок, с их помощью нельзя выдергивать застрявшие машины, они применяются для плавной буксировки.
Недостатки стальных тросов:
- большой вес;
- требуют много места для хранения, так как их нельзя складывать с заломами, их надо складывать бухтой;
- подверженность коррозии, что со временем ухудшает их характеристики;
- если на тросе есть лопнувшая жила, об нее легко пораниться;
- если во время буксировке трос лопнет, он может значительно повредить автомобили и находящихся рядом людей.
Тканевые тросы
Пользуются наибольшей популярностью среди буксировочных тросов из-за легкого веса, малого объема, низкой цены, простоты хранения. Тканевые тросы изготавливаются из различных синтетических нитей: капрона, нейлона, полипропилена, полиэтилена, полиамида, полиэфира.
Обычно тканевые тросы имеют не такой большой запас прочности, как металлические. Они рассчитаны в среднем на буксируемый автомобиль массой до 3 тонн. Выбирая тканевый трос, нужно исходить из расчета двойного запаса прочности на снаряженную массу автомобиля.
Если машина капитально увязла в грязи и села на «дно», тканевый трос может не справиться с такой нагрузкой и порваться. В таких случаях лучше использовать рывковый трос, а тканевые тросы предназначены в основном для плавной буксировки автомобиля по ровной дороге.
- Корабельный канат. Такие тросы имеют высокую стоимость, изготавливаются из синтетических нитей, которые собраны в сложное плетение. Устойчивы к повышенной влажности и температурам, поэтому могут храниться и использоваться практически в любых условиях. Имеют высокую прочность, надежность, длительный срок службы. При частом использовании канат может вытягиваться, что приводит к ухудшению его характеристик. Не является популярной моделью буксировочных тросов из-за своей высокой стоимости.
- Полипропиленовый трос. Полипропиленовые ленты имеют ряд преимуществ: легкий вес, синтетические полипропиленовые нити не боятся влаги, длительный срок хранения и службы, занимают очень мало места при хранении. Полипропиленовые тросы обладают очень большой эластичностью, не провисают, они подпружинивают при буксировке и при этом смягчают рывки. Имеют большую предельную нагрузку — до 5 тонн. Наибольшей прочностью обладают плоские полипропиленовые ленты; тросы, сплетенные в виде каната, менее прочные и могут порваться.
- Авиационная стропа. Такие тросы изготавливаются из капроновых нитей, они обладают максимально возможной прочностью среди тканевых тросов. Авиационные стропы не боятся влаги и перепадов температур, они очень легкие, занимают мало места при хранении, выдерживают большие нагрузки, не растягиваются от нагрузок и не изменяют свою длину после длительного и частого использования. Но они имеют и крайне важный недостаток — они не эластичные и при уменьшении расстояния между машинами провисают. Авиационные стропы не подойдут для выдергивания застрявшей машины, они предназначены только для плавной буксировке по ровной дороге.
Нагрузка
Тоннаж, который указывают на тросе, — это не масса автомобиля, на которую рассчитан трос. Это показатель рабочей или минимальной разрывной нагрузки троса. Кроме массы автомобиля на трос будут действовать и другие факторы:
- условия и срок хранения троса,
- частота его использования,
- сила трения дороги, грязи, снега,
- вид дорожного покрытия,
- погода,
- уклон,
- опыт буксирующего водителя.
Эти факторы будут определять пиковую нагрузку на трос. Во время первоначального рывка возникает максимальная нагрузка на трос, и он должен обладать большим запасом прочности. Поэтому очень важно буксировать машину плавно, без рывков.
Для определения нагрузки, на которую должен быть рассчитан буксировочный трос, исходят из следующей формулы: вес полностью загруженного автомобиля умножают на два.
Чем трос прочнее, тем он толще и дороже. Но смысла покупать трос со сверхзапасом нет. То есть для обычного легкового автомобиля массой максимум до 2 тонн не надо покупать трос, рассчитанный на 12-15 тонн. Такой трос слишком тяжелый, занимает очень много места и стоит дорого.
Крепление
Буксировочные тросы могут оснащаться тремя видами креплений: петлями, крюками-карабинами и шаклами.
Перед тем как выбирать буксировочный трос для вашей машины, осмотрите проушину автомобиля. От ее формы будет зависеть какое крепление понадобится. Если у машины есть проушина-крюк открытого типа или фаркоп, то отлично подойдет трос с петлями, которые можно просто набросить на проушину.
- Карабины-крюки. Пользуются наибольшей популярностью для легковых машин, так как их очень легко крепить и снимать. Перед покупкой удостоверьтесь, что карабин надевается на проушину вашего автомобиля. Карабины лучше не использовать для буксировки тяжелых машин или для выдергивания из грязи даже легковушек, поскольку крюк-карабин, а тем более ограничитель карабина, не рассчитаны на такие большие нагрузки. Он может выпрямиться или сломаться, а потом с резким ускорением прилететь в бампер, пробить лобовое или заднее стекло и ударить по водителю. Чтобы уменьшить риск поломки крюка, можно применять следующий вариант крепления: в проушину продевается сложенный вдвое около крюка трос, и крюк крепится в образованную двойную петлю. При буксировке таким тросом надо быть крайне осторожными и избегать резких рывков, ехать нужно очень плавно.
- Шаклы. Это специальная такелажная скоба, изготавливаемая из металла, обеспечивает прочное соединение троса с автомобилем. Чаще всего бывает двух форм: U и Омега. Шакл состоит из двух частей: полукольца и съемного пальца, который вворачивается в полукольцо. Чтобы закрепить его на проушине, нужно выкрутить палец, продеть полукольцо в проушину и закрутить назад палец. Получается очень прочная замкнутая связка, которая не отцепится и не слетит. Можно купить трос с петлями и самостоятельно дополнить их шаклами, в таком случае вы можете использовать и тот и другой способ крепления. Шаклы обеспечивают очень надежное соединение, их можно использовать для рывковой буксировки. Минус шакла может заключаться в том, что крепежный палец иногда очень трудно открутить.
- Петли. Для машин побольше, например минивэнов и внедорожников, лучше приобрести трос с петлями. Такой трос не несет угрозы в случае поломки крепления, как у крюка. Минус тросов с петлями: привязанный к проушине узел может слишком затянуться и его будет невозможно развязать.
Цвет троса
По правилам буксировочный трос может быть любого цвета, но должен быть обозначен специальными флажками или щитками. Современные тросы не оснащаются такими флажками, поэтому нужно либо приобрести их дополнительно либо купить трос яркого цвета, чтобы он был заметен издалека.
Яркий полосатый трос также хорошо заметен водителям буксируемой и буксировочной машин, что очень важно во время движения в сцепке. В условиях плохой видимости (туман, дождь, снегопад, темное время суток) можно повесить на него яркие желтые или красные ленточки.
Некоторые тросы в своем составе имеют светоотражающие нити, их очень хорошо заметно в темное время.
Куда крепить буксировочный трос
Большинство современных автомобилей имеют специальные места для крепления буксировочных тросов. Они располагаются на переднем и заднем бампере или под ними. Они могут иметь разную форму, многие места крепления спрятаны под специальными заглушками на бампере. Их нужно снять и ввинтить специальный удлинитель с проушиной. Желательно изучить как крепится буксировочный трос на вашем автомобиле сразу после покупки машины.
Желательно крепить трос по диагонали: например, к левой проушине первого автомобиля и правой проушине буксируемой машины. Очень удобно если у буксирующей машины есть фаркоп. На него набрасывается петля троса и не надо мучится с креплением.
Как ехать при буксировке
- У буксируемой машины должны быть исправны тормоза, и рулевое управление, иначе придется воспользоваться услугами эвакуатора.
- Обсудите маршрут движения и условные сигналы с вторым водителем.
- Перед началом движения на буксируемой машине разблокируйте руль, для этого включите зажигание. Это предотвратит механическую блокировку руля в повороте.
- Скорость транспортировки должна быть не выше 50 км/час, едьте медленно и плавно без рывков.
- Держите дистанцию до буксирующего автомобиля, не забывайте, что если вы едете на заглушенной машине не работает гидроусилитель руля и усилитель тормозов.
- На буксируемом автомобиле должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, нужно закрепить сзади знак аварийной остановки.
- Во время движения трос между машинами должен быть натянут.
- Нельзя буксировать автомобиль без водителя. У водителя должны быть все документы и страховка, так как он является полноценным участником дорожного движения.
- Водительский стаж буксировщика должен быть не менее двух лет.
- Буксировка в гололед запрещена.
Гаситель троса
Во время рывковой буксировки надо все сделать максимально безопасно. Большую опасность представляет лопнувший трос и сломавшееся крепление, они могут выстрелить в любом направлении и нанести серьезные травмы людям. Поэтому никогда не стойте вблизи автомобилей, которые сцеплены тросом.
Чтобы обезопасить себя и окружающих от последствий лопнувшего троса надо использовать тросогаситель. Это специальный утяжелитель в чехле, который гасит большую часть энергии оборвавшегося троса. Его вешают на середину троса, в случае если внезапно трос лопнет, сломается карабин или оторвется автомобильная проушина, то остатки троса и креплений останутся на земле, а не полетят в автомобили и людей.
Если нет специального успокоителя троса, то можно использовать старую куртку, плед или одеяло.
Лучшие буксировочные тросы
Airline ATR-P-5
Буксировочный трос российского бренда Airline, производство размещено в России. Ленточный трос длиной 5 метров, грузоподъемностью 5 тонн, оснащен 2 крюками-карабинами. Состоит из полиэфирных нитей, устойчивых к влаге и низким температурам. Для удобства хранения трос поставляется в специальной сумке.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Max нагрузка — 5 т
- Крепление — крюк с пружинными фиксаторами
- Материал — полиэфирная нить
- Длина — 5 м
- Чехол — да
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Ширина — 50 мм
- Загиб на петлю — 25 см
- Длина зашивки — 10 см
- Кол-во строчек — 9
- Вес крюка — 160 г
- Вес — 0,65 кг
Stels 54381
Буксировочный трос немецкого бренда Stels, сборка происходит в России. Ленточный трос с двумя крюками-карабинами длиной 5 метров, рассчитан на максимальную нагрузку в 5 тонн. Поставляется в сумке на молнии, что облегчает хранение троса.
Изготовлен из морозостойкого авиационного капрона, устойчивого к перепадам температур и повышенной влажности. Трос не вытягивается в процессе длительной эксплуатации и частого применения. Ярко-оранжевый цвет отлично заметен на дороге.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Max нагрузка — 5 т
- Длина — 5 м
- Крепление — крюки
- Материал — капрон
- Сумка — да
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Вес — 0,435 кг
Goodyear GY004002
Буксировочный трос американского бренда Goodyear, производство российское. Ленточный трос ярко-желтого цвета с синей полосой посередине. Длиной 5 метров, максимальная нагрузка 7 тонн, трос укомплектован 2 крюками-карабинами. Полипропиленовые нити, из которых сделан трос обеспечивают устойчивость к неблагоприятным погодным условиям. В комплектации к тросу идет матерчатый чехол для удобства хранения.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 7 т
- Длина — 5 м
- Крепление — крюки
- Материал — полипропилен
- Чехол — да
- Ширина — 60 мм
- Вес — 0,64 кг
AVS Expert ST-75B
Буксировочный трос российского бренда AVS, производится в Китае. Это 5-метровый ленточный трос из полиэстера, устойчив к влаге и низким температурам, рассчитан на максимальную нагрузку 7 тонн. Имеет яркий желтый или красный цвет, оснащен двумя шаклами из высокопрочной стали, которые обеспечивают надежной сцепление с машиной. Не вытягивается во все время эксплуатации.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 7 т
- Длина — 5 м
- Крепление — скоба такелажная (шакл)
- Материал — высокопрочный полиэстер
- Чехол — есть
- Вес — 0,9 кг
Airline ATR-S-5
Буксировочный трос российского бренда Airline, производство осуществляется в Китае. Ленточный трос длиной 4 метра, рассчитан на максимальную нагрузку в 5 тонн. Изготовлен из высококачественных полипропиленовых нитей, устойчивых к высоким механическим нагрузкам, влажности и перепадам температур. Оснащен двумя крюками-карабинами, имеет высокое качество прошивки. Яркий оранжевый цвет троса обеспечивает его отличную видимость на дороге.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 5 т
- Длина — 4 м
- Крепление — крюки
- Материал — полипропилен
- Чехол — нет
- Ширина — 55 мм
- Загиб на петлю — 25 см
- Длина зашивки — 10 см
- Кол-во строчек — 9
- Вес крюка — 160 г
- Вес — 0,45 кг
TOP AUTO Рострос Премиум 185ККС
Буксировочный трос российского бренда и производства. Ленточный трос длиной 5 метров, рассчитан на максимальную нагрузку 5 тонн. Состоит из полиэфирных нитей, устойчивых к большим перепадам температур. Имеет ярко-рыжий цвет, хорошо заметный на дороге, оснащен двумя крюками-карабинами.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 5 т
- Длина — 5 м
- Крепление — крюки
- Материал — полиэфир
- Чехол — есть
- Ширина — 55 мм
- Вес — 0,78 кг
Kraft KT 840009
Буксировочный трос немецкого бренда Kraft, производство осуществляется в Тайване. Трос канатного типа, длиной 6 метров, рассчитан на максимальную нагрузку в 10 тонн. Изготовлен из полипропиленовых нитей, устойчивых в перепадам температур и повышенной влажности. Дополнительных элементов крепления нет, трос заканчивается петлями, ярко-желтый цвет обеспечивает хорошую заметность троса на дороге и в багажнике. Укомплектован сумкой на молнии для удобного хранения.
Технические характеристики:
- Вид троса — канатный (круглый)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 10 т
- Длина — 5 м
- Крепление — петли
- Материал — полипропилен
- Диаметр — 16 мм
- Чехол — есть
Autoprofi TRL-3,5
Ленточный буксировочный трос российского бренда Autoprofi и российского производства. Трос имеет длину 5 метров, рассчитан на максимальную нагрузку 3,5 тонны. Трос изготовлен из полипропиленовой мультифиламентной нити, петли и крепления прошиты прочной капроновой нитью. Трос не впитывает влагу, не деформируется, не вытягивается, имеет длительный срок эксплуатации, устойчив к низким температурам и агрессивным средам.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Max нагрузка — 3,5 т
- Длина — 5 м
- Крепление — крюки
- Материал — полипропилен
- Чехол — есть
- Ширина — 50 мм
- Вес — 0,48 кг
Kanatek 6т/5м
Буксировочный трос производства российской компании «Канатек». Представляет собой текстильный строп ленточного типа, петли которого усилены защитной тканью. Трос сделан из полиэфирных волокон, сплетенных в ленту, лента сложена в два слоя и прошита полиэфирной нитью. Длина троса 5 метров, разрывная нагрузка 6 тонн. Трос оснащен двумя скобами-шаклами из конструкционной стали для безопасного крепления к машине. Для удобства хранения имеется специальный чехол.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Разрывная нагрузка 6 т
- Допустимая масса буксируемых транспортных средств 3 т
- Длина — 5 м
- Крепление — скоба
- Вид шакла — омегообразный
- Скоба буксировочная 1т /4т: размер Размер: 3/8 дюйма. Диаметр пальца: 11 мм
- Материал — полиэфир, конструкционная сталь
- Чехол — есть
- Ширина — 30 мм
- Вес — 1,1 кг
Hitch Regular 7,5
Буксировочный трос американского бренда, российского производства. Трос ленточного типа длиной 5 метров, рассчитан на разрывную нагрузку 7,5 тонн. Оснащен двумя крюками-карабинами из легированной стали.
Изготовлен из высокопрочной полиэстерной текстильной ленты, которая не растягивается под воздействием нагрузки. Яркий цвет обеспечивает хорошую заметность на дороге. Изготовлен по технологии TERMO-TEX, которая обеспечивает фиксированный процент растяжения (менее 6%) при максимальной нагрузке. Покрыт водоотталкивающей пропиткой, что обеспечивает длительный срок эксплуатации и хранения троса.
Технические характеристики:
- Вид троса — ленточный (плоский)
- Тип по нагрузке — буксировочный
- Разрывная нагрузка 7,5 т
- Допустимая масса буксируемых транспортных средств 3,5 т
- Крепление — крюк
- Материал — полиэстер
- Длина — 5 м
- Чехол — да
- Коэффициент растяжения — 6 %
- Ширина — 50 мм
- Вес — 1,17 кг
Оставить комментарий