Аквапланирование — полная или частичная потеря шинами автомобиля сцепления с дорогой в результате возникновения гидродинамического клина в месте пятна контакта шины с дорожным покрытием. Шины автомобиля активно сопротивляются аквапланированию, отводя воду из пятна контакта шины с дорогой, но из-за слишком высокой для текущих условий скорости или большой глубины водяного препятствия шина автомобиля, может не справиться с отводом воды, что приводит к возникновению эффекта аквапланирования. В результате аквапланирования автомобиль теряет управляемость, возникает угроза заноса и ДТП.
Содержание
Признаки аквапланирования
Понять, что ваш автомобиль попал в ситуацию аквапланирования можно по нескольким признакам:
- Руль во время движения резко становится легким и пустым
- Автомобиль не реагирует на повороты руля, продолжая прямолинейное движение
- Выбивание руля из рук водителя
- Непроизвольный разворот автомобиля
- Ощутимый рост оборотов двигателя
- Резкое снижение скорости автомобиля
- Отсутствие шума от трения шин об асфальт
- Шум воды в колесных арках
- Отсутствие реакции на торможение
Факторы влияющие на возникновение аквапланирования
Скорость движения
Скорость движения автомобиля — главный фактор возникновения эффекта аквапланирования. Чем выше скорость автомобиля, тем выше вероятность возникновения аквапланирования.
Водоотводящие канавки на шинах автомобиля рассчитаны на отведение определенного количества воды из пятна контакта шины с дорожным покрытием. При въезде автомобиля в лужу на высокой скорости, шина физически не может справиться с отведением такого большого количества воды. В результате в пятне контакта шины с дорожным покрытием возникает водяная пленка между шиной и дорожным покрытием, сцепление с дорогой пропадает, возникает аквапланирование.
Чаще всего аквапланирование возникает при скорости 70-100 км/ч, но при определенной комбинации других факторов может начаться и при скорости в 40 км/ч. При подъезде к глубокой луже следует сбрасывать скорость автомобиля до максимально безопасной скорости ниже 40 км/ч.
Количество воды на дороге
Глубина и размеры лужи сильно влияют на риск возникновения аквапланирования. Чем больше и глубже лужа, тем больше в ней воды и тем выше вероятность возникновения аквапланирования. При проезде большой по размерам и глубокой лужи, из-за слишком большого количества воды, шина не успевает отвести всю воду из пятна контакта шины с дорожным покрытием, в результате возникает эффект аквапланирования.
Дорожное покрытие
Дорожное покрытие оказывает существенное влияние на вероятность возникновения аквапланирования. Риск возникновения аквапланирования на асфальтобетоне, крупнозернистом асфальте, дорожном покрытии с большим количеством бугорков, неровностей и выпуклостей меньше, так как требуется намного больше воды, чтобы покрыть их полностью. На гладком и ровном асфальте риск аквапланирования намного выше, и опасность представляет даже тонкая водяная пленка после дождя.
Во время сильных дождей вода часто скапливается на поворотах дороги и на низменных участках. Особую опасность представляют асфальтовые колеи, заполненные дождевой водой. Требуется быть особенно осторожным на широких дорогах и многополосных автострадах, из-за их большой ширины вода не успевает быстро с них стечь по поперечному уклону. Нужно быть внимательным на дорогах идущих вдоль каменистых и горных склонов, во время сильных дождей по ним могут течь сильные водяные потоки спускающиеся в долину.
Протектор шин
Большое влияние на риск возникновения аквапланирования оказывают рисунок и степень износа протектора шины.
Летние автомобильные шины сконструированы таким образом, чтобы отводить как можно больше воды из пятна контакта шины с дорожным покрытием. Для этого на шине имеются специальный направленный рисунок протектора и специальные водоотводящие канавки. Чем прямее, шире, глубже и чаще расположены ламели и водоотводящие канавки на шине, тем больше и быстрее удаляется воды из пятна контакте шины с дорожным покрытием, тем лучше становится сцепление с дорогой и тем меньше риск возникновения аквапланирования.
Большое значение имеет остаточная глубина протектора шины. Чем сильнее изношена шина, тем меньше у нее остаточная глубина ламелей и водоотводящих канавок, тем меньше воды она может отвести и те выше риск аквапланирования. Изношенная шина намного менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая.
Высокую склонность к аквапланированию имеют широкие низкопрофильные спортивные шины (полуслики, слики). Шины спортивного типа обеспечивают хорошее сцепление с дорогой на сухом асфальте, но плохо подходят для езды под дождем и по лужам.
Плохо сопротивляются аквапланированию мягкие зимние шины. Зимние шины предназначены для езды зимой, они обеспечивают хорошее сцепление со снегом и льдом, но не обеспечивают эффективный отвод воды из пятна контакта летом.
Давление в шинах
Давление воздуха в шинах автомобиля оказывает влияние на риск возникновения эффекта аквапланирования. Низкое давление в шинах существенно увеличивает риск возникновения аквапланирования и снижает минимальную скорость его возникновения. Приспущенная шина, при встреча с водной преградой, не разрезает воду, а проминается оставляя воду в пятне контакта шины с дорогой, поэтому очень важно придерживаться рекомендуемых автопроизводителем значений давления в шинах.
Вес автомобиля
Вес автомобиля оказывает влияние на риск возникновения аквапланирования. Чем тяжелее автомобиль, тем меньше риск аквапланирования. Более тяжелому автомобилю проще вытеснить воду из пятна контакта шины с дорогой, поэтому водители компактных легковушек менее уверенно чувствуют себя в дождь, чем владельцы кроссоверов и внедорожников. Заднеприводные автомобили больше склонны к аквапланированию, чем передне- и полноприводные автомобили.
Как избежать аквапланирования
Для избежания аквапланирования водителю следует соблюдать несколько простых правил:
- Выбирайте правильную скорость движения. При выборе скорости учитывайте количество воды на дороге, состояние дорожного полотна, тип и степень износа шина вашего автомобиля, массу автомобиля.
- Снижайте скорость при преодолении водных препятствий.
- Будьте особенно осторожны при поворотах. Шины эффективно отводят воду при движении по прямой, при повороте эффективность отвода воды из пятна контакта шины с дорогой уменьшается, а центробежная сила стремиться сорвать автомобиль с траектории, поэтому на мокрой дороге повороты следует проходить медленнее, чем обычно.
- Водные препятствия старайтесь преодолевать только по прямой.
- Держите руль двумя руками, плотно фиксируя обод руля кистями рук
- Используйте на своем автомобиле хорошие летние шины, следите за степенью износа протектора на них (минимальная высота протектора летних шин легковых автомобилей 1,6 мм).
- Следите за давлением в шинах вашего автомобиля и при необходимости подкачивайте их до рекомендованных производителем автомобиля значений.
Что делать при аквапланировании
В случае, если избежать аквапланирования не удалось следует придерживаться следующих правил:
- При возникновении эффекта аквапланирования важно не поддаваться панике, аквапланирование быстротечно, сцепление шин с дорогой может вернутся в любую секунду.
- При аквапланировании автомобиль будет двигаться по инерции в том направлении, куда он был направлен до возникновения водяного клина под колесами, но на его траекторию могут оказывать влияние рельеф дорожного покрытия и другие факторы.
- Во время аквапланирования следует стараться сохранять прямолинейное движение автомобиля и ждать, когда сцепление шин с дорогой восстановится.
- Следует плавно убрать ногу с педали газа, давая автомобилю возможность осуществить торможение двигателем. Повышенное сопротивление движению, создаваемое слоем воды, и торможение двигателем приведут к быстрому снижению скорости.
- Во время аквапланирования не следует крутить руль, автомобиль все равно не будет реагировать на повороты руля, а резкие повороты руля в сторону могут спровоцировать резкий рывок автомобиля в сторону, когда восстановится сцепление шин с дорогой, что приведет к заносу в сторону повернутых колес.
- Во время аквапланирования не следует нажимать на педаль тормоза, вы не получите ожидаемого эффекта из-за отсутствия контакта шин с дорогой, а при восстановлении сцепления шин с дорогой резкое торможение может привести к развороту автомобиля.
- Следует крепко держать руль двумя руками и быть готовым к окончанию эффекта аквапланирования и резкому восстановлению сцепления шин с дорогой. Сцепление может появиться одновременно не под всеми колесами и в этот момент руль может дернуться в сторону, что приведет к уводу автомобиля в сторону.
- Для стабилизации автомобиля в момент окончания аквапланирования и предотвращения заноса, следует корректировать траекторию движения автомобиля короткими поворотами руля, сразу же возвращая руль в прямое положение.
Дождевые шины
Многие производители автомобильных шин производят специальные дождевые шины, которые лучше других справляются с предотвращением эффекта аквапланирования.
Устойчивые к аквапланированию шины имеют более широкие и более глубокие водотводящие канавки и асимметричный или направленный рисунок протектора.
Отличить дождевые шины можно по пиктограмме с изображением дождя или зонтика на боковой поверхности шины и словам Rain, Water или Aqua входящими в названия многих моделей этих шин.
В маркировке большинства летних шин присутствует индекс тормозного сцепления на мокрой дороге, который обозначается в виде надписи Traction на боковом поверхности шины и буквенным индексом от А до E. Дождевые шины в большинстве случаев имеют самые высокие индексы сцепления с мокрой дорогой A и AA.
Оставить комментарий