Какое масло лучше заливать в двигатель — такой вопрос задают тысячи автовладельцев при приближении сроков очередного ТО. Качественное и правильно подобранное масло — залог корректной работы и долговечности двигателя автомобиля. При выборе моторного масла следует руководствоваться рекомендациями, приведенными производителем автомобиля в руководстве по его эксплуатации. При этом, рекомендации автопроизводителя являются всего-лишь начальной точкой в выборе масла владельцем автомобиля.
Содержание
Минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла
Моторные масла можно разделить на три типа, в зависимости от главного компонента (основы):
- Минеральные масла (Mineral) — получают путем перегонки нефти, используя метод экстракцией рафинатов растворителем, гидрокрекинг или каталитический гидрокрекинг. Минеральные масла самый дешевый тип моторных масел. Вязкость минерального масла сильно зависит от температуры, на холоде оно становится слишком густым, по мере нагрева становится слишком жидким. Для выполнения возложенных на него функций минеральное масло требует добавление большого количества присадок (до 15% объема). Минеральные масла быстрее теряют свои свойства и образуют отложения внутри двигателя, которые забивают масляный фильтр и узкие масляные каналы.
- Синтетические масла (Sintetic) — синтезируется не напрямую из нефти, а из более сложных ее производных и из природного газа. Синтетические масла имеют более широкий температурный диапазон работы, несильно густеют на морозе и не становятся слишком жидкими при нагреве. Синтетические масла долго сохраняют свои рабочие качества даже в условиях высоких температур и при маленьких зазорах в парах трения. Синтетические масла препятствуют образованию нагара, хорошо очищают внутренние поверхности двигателя. Синтетические масла значительно дороже минеральных.
- Полусинтетические масла (Semi-Synthetic) — являются смесью синтетического и минерального масел. У большинства полусинтетических масел 50-70% объема составляет минеральное масло, остальное синтетика. По своим рабочим качествам и цене полусинтетические масла находятся между минеральными и синтетическими.
Вязкость моторных масел по классификации SAE
Моторные масла делятся на классы вязкости по классификации SAE (Общество Автомобильных Инженеров США). Класс вязкости SAE указывается на канистре с моторным маслом и в руководстве по эксплуатации на автомобиль.
Моторные масла по классификации SAE делятся на:
- Зимние – в маркировке присутствует буква – W (winter) 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;
- Летние – 20, 30, 40, 50, 60;
- Всесезонные – 0W30, 5W40.
В настоящее время наибольшее распространение получили всесезонные моторные масла.
Цифра стоящая перед буквой W в обозначении моторного масла указывает на его низкотемпературную вязкость, то есть на порог температуры, при которой двигатель автомобиля, заправленный этим маслом, может завестись «на холодную», а масляный насос прокачает масло без угрозы сухого трения деталей мотора.
Например, для масла 10W40, минимальной температурой является -10 градусов (от цифры, стоящей перед буквой W отнимаем 40), а критической температурой при которой стартер сможет провернуть мотор является -25 градусов (от цифры, стоящей перед буквой W отнимаем 35). Таким образом, чем меньше цифра стоящая перед буквой W в обозначении масла, тем на более низкую температуру воздуха оно рассчитано.
Цифра стоящая после буквы W в обозначении моторного масла указывает на его высокотемпературную вязкость, то есть минимальную и максимальную вязкость масла при его рабочих температурах (от 100 до 150 градусов). Чем выше цифра стоящая после буквы W, тем выше вязкость этого моторного масла при рабочих температурах.
Цифры в маркировке по классификации SAE кратны пяти.
Какая высокотемпературная вязкость должна быть у моторного масла для двигателя вашего автомобиля знает только его производитель, именно поэтому рекомендуется строго соблюдать требования автопроизводителя к моторным маслам, которые указаны в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля.
Масла с разной степенью вязкостью рекомендуется использовать при разных температурных режимах:
- SAE 0W-30 — от -30° до +20°C
- SAE 0W-40 — от -30° до +35°C
- SAE 5W-30 — от -25° до +20°C
- SAE 5W-40 — от -25° до +35°C
- SAE 10W-30 — от -20° до +30°C
- SAE 10W-40 — от -20° до +35°C
- SAE 15W-40 — от -15° до +45°C
- SAE 20W-40 — от -10° до +45°C
Обозначение моторных масел по стандарту API
Классификация моторных масел по стандарту API (American Petroleum Institute — Американский нефтяной институт) делит моторные масла по предназначению и качеству. Обозначение моторного масла по стандарту API состоит из двух латинских букв.
Первая буква указывает на тип двигателя для которого предназначено данное моторное масло: S – масло для бензинового двигателя, C – масло для дизельного двигателя.
Вторая буква указывает на технический уровень двигателей, для которых данное масло предназначено. Маркировка API ведётся с 1964 года, каждый следующий класс (и соответствующая ему буква алфавита) вводится через несколько лет после предыдущего, а двигатели создают в расчете на текущий масляный стандарт.
Моторные масла для бензиновых двигателей:
- SA — масла без присадок
- SB — масла для автомобилей 1930-х годов
- SC — масла для автомобилей выпускавшихся с 1964 по 1967 год
- SD — масла для автомобилей выпускавшихся с 1968 по 1971 год
- SE — масла для автомобилей выпускавшихся с 1972 по 1979 год
- SF — масла для автомобилей выпускавшихся с 1980 по 1988 год
- SG — масла для автомобилей выпускавшихся с 1989 по 1991 год
- SH — масла для автомобилей выпускавшихся с 1992 по 1995 год
- SJ — масла для автомобилей выпускавшихся с 1996 по 1999 год
- SL — масла для автомобилей выпускавшихся с 2000 по 2003 год
- SM — масла для автомобилей выпускавшихся с 2004 по 2009 год
- SN — масла для автомобилей выпускавшихся с 2010 и по настоящее время
Моторные масла для дизельных двигателей:
- СА — масла для автомобилей выпускавшихся с 1940 года
- CB — масла для автомобилей выпускавшихся с 1949 года
- CC — масла для автомобилей выпускавшихся с 1961 года
- CD — масла для автомобилей выпускавшихся с 1955 года
- CD-II — масла для автомобилей выпускавшихся с 1985 года
- CE — масла для автомобилей выпускавшихся с 1983 года
- CF — масла для автомобилей выпускавшихся с 1990 года
- CF-2 — масла для двухтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 1994 года
- CF-4 — масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 1990 года
- CG-4 — масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 1995 года
- CH-4 — масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 1998 года
- CI-4 — масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 2002 года
- CI-4 PLUS— масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 2004 года, повышенные требования по сажеобразованию, отложениям, вязкостным показателям.
- CJ-4 — масла для четырехтактных двигателей автомобилей выпускавшихся с 2006 года
Для бензиновых двигателей сейчас актуальны API SL, SM, SN. Для дизельных двигателей — CI-4, CI-4 Plus, CJ-4.
Моторные масла рассчитанные на использование как в бензиновых, так и в дизельных двигателях имеют двойное обозначение через дробь. Например, масло API CG-4/SH — масло для дизельных двигателей, которое можно использовать в бензиновых двигателях.
Классификация моторных масел АСEA
Классификация моторных масел ACEA введена в 1995 году Ассоциацией европейских производителей автомобилей (ACEA). В настоящее время применяются моторные масла 3 категорий и 12 классов ACEA:
- A/B — моторные масла для бензиновых (А) и дизельных (В) двигателей: A3/B3, A3/B4, A5/B5;
- C — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором отработавших газов: C1, C2, C3, C4, С5;
- E — моторные масла для тяжелонагруженных дизельных двигателей: E4, E6, E7, E9.
Класс ACEA указывает на комплекс требований к моторному маслу. Уровень этих требований ужесточается раз в несколько лет. В некоторых случаях, после обозначения класса через дефис указывается год введения этого класса, например: А5/В5-12.
Классификация моторных масел ILSAC
Классификация моторных масел ILSAC введена в 1990 году Ассоциацией производителей автомобилей Японии (Japan Automobile Manufacturers Association — JAMA) и Американской ассоциацией автопроизводителей (American Automobile Manufactures Association — AAMA). В соответствии с классификацией ILSAC моторные масла могут относится к одному из классов: GF-1, GF-2, GF-3, GF-4, GF-5, GF-6. Чем выше цифра стоящая за индексом GF, тем выше требования к моторному маслу и выше его качество.
Допуски моторного масла от автопроизводителей
Некоторые компании автопроизводители предъявляют к моторным маслам, которые используются в двигателях их автомобилей, особые требования. К таким автопроизводителям относятся: Mercedes-Benz, VAG, BMW, Ford, Toyota и некоторые другие.
Компания автопроизводитель производит испытания и в результате экспериментов и анализов масла выдает официальный сертификат, в котором указывается, что данная марка моторного масла может использоваться в двигателях автомобилей этого автопроизводителя. Весь комплекс испытаний стоит недешево и производится за счет компании производителя масла. На канистре с моторным маслом в этом случае указывается слово approved (одобрено, проверено) и название компании автопроизводителя. В случае если на канистре с маслом стоит слово meets (соответствует) и за ним название компании автопроизводителя, то это означает, что по заявлению производителя масла данное моторное масло полностью соответствует требованиям данного автопроизводителя, но испытания при этом не проходило.
Проверить одобрение компании автопроизводителя на конкретное моторное масло можно на официальном сайте компании автопроизводителя.
Правила выбора моторного масла
При замене масла в двигателе автомобиля можно использовать только масла рекомендованные производителем автомобиля. Стандарты и допуски, которым должно соответствовать моторное масло, и его количество указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Некоторые автопроизводители указывают только характеристики и стандарты качества масла, которое можно заливать в двигатели их автомобилей, другие компании в дополнение к характеристикам и стандартам качества указывают рекомендуемые бренды моторных масел.
Крупнейшие мировые автопроизводители, такие как Volkswagen, Ford и Toyota, предлагают моторные масла под собственными брендами. Такими маслами они централизовано снабжают официальных дилеров и эти же масла указаны в руководствах по эксплуатации их автомобилей. Во время действия гарантии на автомобиль, для того чтобы не потерять гарантию, автовладельцу придется ездить к официальному дилеру, где ему будут заливать именно такое масло. После окончания гарантии, использовать для замены «оригинальное» масло не обязательно, оно скорее всего будет стоить дороже и его будет сложнее найти в продаже. Крупные автопроизводители не имеют собственных химических заводов и «оригинальное» масло под их брендом произведено одним из крупных химических концернов.
Самые важные параметры моторного масла, которые следует учитывать при выборе масла и которые указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, это вязкость (SAE), класс качества (API) и категория масла (ACEA,ILSAC).
Двигатель автомобиля рассчитан на работу с маслом определенной вязкости. Вязкость масла указывается по классификации SAE. При выборе моторного масла не следует отклонятся от указанных в руководстве по эксплуатации автомобиля значений. Слишком густое масло будет плохо прокачиваться через узкие каналы и масляный фильтр, что приведет к масляному голоданию двигателя, особенно при запуске двигателя в мороз.
Слишком жидкое масло не сможет обеспечить надежный масляный клин в узлах двигателя при высоких нагрузках. В том случае, если в руководстве по эксплуатации автомобиля указаны несколько вариантов допустимой вязкости масла, среди них можно выбрать наиболее подходящее под ваши климатические условия (холодный или жаркий климат) и условия эксплуатации (стандартные или тяжелые). Например, если в руководстве по эксплуатации автомобиля рекомендован s классы вязкости масла SAE 0W30, 5W40, 10W40, вы живете в условиях холодного климата и поэтому выбираете масло с вязкостью SAE 0W30.
Опытные автомеханики советуют использовать моторное масло с более высоким значением высокотемпературной вязкости в двигателях автомобилей с высокой степенью износа.
Моторные масла различаются по стандарту качества на классы API SL, SM, SN для бензиновых двигателей и классы качества API CF, CF-4, CJ-4 для дизельных. Для подбора масла по стандарту качества следует выбирать масло класса, который указан в руководстве по эксплуатации автомобиля или выше. Например, если в руководстве по эксплуатации автомобиля рекомендован класс качества масла API SL, можно использовать масла с классом качества API SL, SM и SN.
Категории масла по классификациям ACEA и ILSAC, как правило указываются совместно с классом качества по API.
В случае, если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана спецификация масла ACEA, следует заливать только масло указанной спецификации. Например, если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана спецификация масла ACEA A3/B4, можно заливать в двигатель только масло данной спецификации.
В случае, если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана спецификация масла ILSAC, можно заливать масло указанной спецификации или выше. Например, если в руководстве по эксплуатации автомобиля указана спецификация масла ILSAC GF-5, можно заливать в двигатель масло спецификаций ILSAC GF-5 и ILSAC GF-6.
При выборе моторного масла, в случае если в руководстве по эксплуатации автомобиля указан конкретный допуск автопроизводителя, лучше выбрать масло имеющие соотвествующий допуск. Если вы не смогли найти масло с допуском автопроизводителя, покупайте масло с нужной классификацией ACEA.
При подборе моторного масла выбирайте продукцию крупных и хорошо известных компаний.
Для того чтобы обезопасить себя от покупки подделки. Покупайте моторное масло только в крупных дилерских центрах, крупных торговых сетях, фирменных магазинах, надежных станциях технического обслуживания и фирменных автозаправочных станциях.
10 лучших моторных масел
Shell Helix Ultra
Серия моторных синтетических масел Shell Helix Ultra создана по технологии Shell Pure Plus и технологии Active Cleansing. Масла произведенные по технологии Shell Pure Plus изготавливаются полностью из природного газа в результате процесса газожидкостной конверсии (GTL).
Масло, произведенное по технологии Shell Pure Plus, имеет исключительно низкую испаряемость при высоких температурах, что позволяет сократить расход масла на долив, обеспечивает высокую прокачиваемость при отрицательных температурах, что способствует легкому пуску двигателя при температуре до -35 0С, имеет исключительную устойчивость к окислению и сохраняет рабочие характеристики в течение всего жизненного цикла.
Технология Active Cleansing включает специальные присадки, которые позволяют моторному маслу Shell Helix Ultra удерживать шлам в объеме масла, защищают двигатель от вредных отложений и износа. Масла Shell Helix Ultra обеспечивают превосходную защиту от износа и коррозии, позволяют продлить срок службы двигателя и снизить расходы на техническое обслуживание, а также обеспечивают экономию топлива.
В серию масел Shell Helix Ultra входят базовые масла (Shell Helix Ultra 0W-30, 5W-40, 5W-30 и 0W-40), высокоэкологичные масла серии ECT (Shell Helix Ultra ECT AH 5W-30, Shell Helix Ultra ECT C3 5W-30), масла серии SN (Shell Helix Ultra SN 0W-20), масла для дизельных двигателей и двигателей с EGR (Shell Helix Ultra Diesel 5W-40) и масла серии Professional (Shell Helix Ultra Racing 10W-60).
Mobil 1 ESP
Моторные масла Mobil 1 ESP одни из популярных синтетических масел представленных на рынке. Масла Mobil 1 имеют пониженное содержание сульфатной золы, фосфора и серы и предназначены для автомобилей с бензиновыми двигателями с каталитическими нейтрализаторами выхлопных газов (CAT) и для автомобилей с дизельными двигателями с сажевыми фильтрами (DPF).
Входящие в состав масла молибден и эстеры обеспечивают маслу высокие антифрикционные свойства и способствуют экономии топлива. Присадки на основе бора уменьшают износ деталей двигателя. Масла имеют хорошие низкотемпературные характеристики, высокую термоокислительную стабильность и высокую устойчивость к угару. Масла Mobil 1 содержат активные очищающие вещества, которые снижают образование отложений и шлама.
Castrol EDGE
Масло Castrol EDGE представляет собой полностью синтетическое моторное масло изготовленное с применением технологии Fluid TITANIUM, которая за счет соединений титана преобразует свою физическую структуру в точках экстремального давления, делает масляную пленку прочнее, предотвращает контакт металлических поверхностей и уменьшает трение.
Масло Castrol EDGE снижает потери на трение в двигателе во всех возможных условиях эксплуатации и на разных скоростных режимах. Масло надежно защищает двигатель от износа на протяжении всего интервала между заменами масла, даже в условиях интенсивных нагрузок и отлично очищает двигатель от отложений.
Total Quartz 9000
Масло Total Quartz 9000 представляет собой высококачественное синтетическое моторное масло, которое может использоваться в бензиновых и дизельных двигателях автомобилей. Благодаря высокой текучести масла при отрицательных температурах, масло обеспечивает легкий запуск холодного двигателя. Содержащиеся в масле высокотехнологичные моющие и диспергирующие присадки поддерживающие чистоту в двигателе.
Масло Total Quartz 9000 обладает высокими антиокислительными свойствами, благодаря которым возможны расширенные интервалы замены масла. Благодаря высоким противоизносные свойствам, масло хорошо защищает двигатель от износа, а за счет снижения трения масло способствует значительной экономии топлива и снижению выбросов углекислого газа.
MOTUL 8100 X-Cess
Масло Motul 8100 X-Cess представляет собой высококачественное синтетическое моторное масло, предназначенное для применения в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей. Масло Motul 8100 X-Cess может использоваться в автомобилях с двигателями большой мощности и объема, в том числе оснащенных турбонаддувом и непосредственным впрыском.
Масло содержит большое количество моющих и диспергирующими присадок, которые обеспечивают маслу хорошие моющие свойства, масло не только эффективно растворяет вредные сажевые отложения внутри двигателя и не дает образовываться новым, но и удерживает их, не густея и не меняя своих свойств, на протяжении всего интервала замены.
Масло обладает стабильной вязкостью при высоких и низких температурах, создает прочную масляную пленку, защищая двигатель от износа и продляя срок его службы. Масло Motul 8100 X-Cess способствует экономии топлива и обладает высокой экологичностью.
Zic X7
Масло Zic X7 представляет собой синтетическое моторное масло, предназначенное для использования в бензиновых двигателях легковых автомобилей, в том числе с непосредственным впрыском топлива. Масло Zic X7 изготавливается на основе собственного синтетического базового масла Yubase и сбалансированного пакета присадок.
Масло обладает хорошими моющими свойствами, эффективно удаляет шлам и препятствует образованию отложений на внутренних поверхностях двигателя. Масло Zic X7 обладает высокой устойчивостью к окислению, хорошей термостабильностью и малым расходом на угар.
В состав масла входит молибден, уменьшающий трение, бор, являющийся беззольным дисперсантом, магний и кальций, обладающие моющим нейтрализующим эффектом, фосфор и цинк, уменьшающие износ. Масло удовлетворяет требованиям API SP и устраняет проблему преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI). С 2015 года масло Zic фасуется в пластиковые канистры.
ELF Evolution SXR
Масло ELF Evolution SXR производится дочерним предприятием французской компании Total. Масло ELF Evolution SXR является синтетическим и благодаря хорошо подобранному комплексу присадок обладает высокими смазывающими и чистящими свойствами. Масло может использоваться в бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей.
Масло обеспечивает хорошую защиту двигателя от износа, благодаря высокому содержанию фосфора и цинка, хорошими моющими и нейтрализующими свойствами, благодаря высокому содержанию сульфатов кальция, обладает отличной термической стабильностью, устойчиво к окислению, способствует экономии топлива. Масло ELF Evolution SXR разработано для увеличения интервалов замены согласно требованиям автопроизводителей.
LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30
Масло LIQUI MOLY Top Tec 4200 5W-30 представляет собой HC-синтетическое малозольное (Mid SAPS) моторное масло для двигателей легковых автомобилей, оснащенных двойной системой нейтрализации (в том числе DPF). Масло содержит специальный пакет присадок с пониженным содержанием соединений серы, фосфора и хлора, а также характеризуется пониженной зольностью, что обеспечивает совместимость со двигателями автомобилей, оснащенными двойными системами нейтрализации отработавших газов и обеспечивает минимальные выбросы вредных веществ.
Масло обладает отличными моющими свойствами, обеспечивает малый расход масла на угар, позволяет производить его замену через увеличенные интервалы. Для увеличения антиизносных свойств масла в его состав включены органические соединения молибдена. Масло обеспечивает снижение расхода топлива и уменьшение количества вредных компонентов выхлопа.
Idemitzu Zepro Touring 5W30
Масло Idemitzu Zepro Touring 5W30 представляет собой японское синтетическое масло предназначенное для современных бензиновых двигателей. Масло производится по технологии гидрокрекинга. Масло Idemitzu Zepro Touring 5W30 обладает прекрасными смазывающими характеристиками, хорошей термостабильностью, высокой устойчивостью к окислению, низкими осадкообразованием и испаряемостью.
В состав масла включен органический молибден, который снижает трение и обеспечивает экономию топлива. В качестве противоизносного компонента в состав масла входит ZDDP на основе фосфора и цинка. За моющие и нейтрализующие свойства масла отвечают бор, который выполняет функцию беззольного дисперсанта, и кальций, который выступает в качестве детергента.
Motul 8100 X-Clean
Масло Motul 8100 X-Clean представляет собой синтетическое моторное масло и предназначено для использования в бензиновых и дизельных двигателях. Масло Motul 8100 X-Clean может использоваться в современных оснащенных турбонадувом и непосредственным впрыском двигателях, соответствующих стандартам Евро IV и Евро V, которые требуют использования моторного масла стандарта ACEA C3: с высокой вязкостью, сниженным содержанием сульфатной золы, фосфора и серы. Благодаря этим качествам, масло можно использовать в двигателях оснащенных каталитическими конверторами и сажевыми фильтрами (DPF).
Масло обладает отличными смазывающими, противоизносными и моющими свойствами, позволяет производить его замену через увеличенные интервалы, обладает стойкостью к высоким температурам и мало расходуется на угар. Кроме стандартного масла Motul 8100 X-Clean в эту серию масел также входят: масло Motul 8100 X-Clean+, имеющее еще меньшую сульфатную зольность, масла Motul 8100 X-Clean FE и Motul 8100 X-Clean EFE (аббревиатуры в названиях этих двух масел означают ”Fuel Economy” и “Extra Fuel Economy” («экономия топлива» и «дополнительная экономия топлива»)соответственно), которые обеспечивают уменьшение трения и следовательно расхода топлива.
Оставить комментарий