Как проверить катушку зажигания — такой вопрос встает перед многими автовладельцами, столкнувшимися с неисправной работой системы зажигания автомобиля. Катушка зажигания предназначена для создания высокого напряжения, которое используется для образования искры, воспламеняющей топливо-воздушную смесь в двигателе. Исправная работа катушек зажигания критически важна для нормальной работы двигателя. При неисправной катушке зажигания двигатель не запускается, троит или не развивает необходимой мощности. Автомобили оборудованные ЭБУ могут отображать ошибки в работе двигателя, в том числе выход из строя катушки зажигания. Владельцам автомобилей без ЭБУ приходится определять выход из строя катушки зажигания своими силами, используя один из методов проверки.
Содержание
Для чего нужна катушка зажигания
Воспламенение топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания происходит с помощью искр, которые создаются свечами зажигания. Для того, чтобы свеча могла создать искру, на свечу нужно подать напряжение в несколько тысяч вольт. Катушка зажигания представляет собой импульсный повышающий трансформатор, который преобразует напряжение бортовой сети автомобиля (12 или 24В) в напряжение в несколько тысяч вольт.
Устройство катушки зажигания
Катушка зажигания состоит из двух обмоток (первичный и вторичной), железного сердечника (магнитопровода) и корпуса.
Обмотки катушек зажигания намотаны медным изолированным проводом. Первичная обмотка катушки зажигания имеет от 100 до 150 витков. Вторичная обмотка катушки зажигания имеет от 5000 до 50000 витков в зависимости от модели катушки. Вторичная катушка намотана проводом меньшего диаметра. На первичную обмотку подается пониженное напряжение, во вторичной создается повышенное напряжение. Сопротивление первичной обмотки составляет 0,2–3,0 Ом, вторичной — 5–20 кОм.
Соотношение витков первичной и вторичной обмоток (коэффициент трансформации) составляет около 1:100.
Стальной сердечник (магнитопровод), вокруг которого намотаны обмотки, предназначен для усиления магнитного поля.
Принцип действия катушки зажигания
При подаче напряжения на первичную обмотку катушки зажигания по ней протекает электрический ток, который создает сильное магнитное поле вокруг металлического сердечника катушки.
При размыкании цепи в первичной обмотки катушки магнитное поле исчезает и энергия запасенная в катушке создает ток во вторичной обмотке катушки.
Высоковольтное напряжение во вторичной обмотке подается на свечу зажигания. Между контактами свечи зажигания пробегает искра, воспламеняющая топливо-воздушную смесь в цилиндре.
Типы катушек зажигания
Существует несколько типов катушек зажигания:
- Общая катушка зажигания — применяется в контактной, бесконтактной системах зажигания и электронной системе зажигания с распределителем.
- Индивидуальная катушка зажигания — применяется в системах прямого электронного зажигания, индивидуальная катушка зажигания устанавливается непосредственно на свечу зажигания, поэтому высоковольтный импульс передается практически без потери мощности.
Признаки неисправностей
Существуют несколько характерных признаков неисправности катушек зажигания:
- На приборной панели загорается значок Check Engine
- Нестабильная работа двигателя, двигатель «троит»
- Плохое ускорение автомобиля, рывки и провалы при разгоне
- Потеря мощности при резком нажатии на педаль газа
- Проблемы с запуском двигателя в дождливую погоду
- Нагревание катушки зажигания
- Исходящий от катушки зажигания запах гари
Причины неисправностей
Существуют несколько основных причин полного или частичного выхода из строя катушки зажигания:
- Перегрузка вызванная неисправностью свечи зажигания или высоковольтного провода, из-за чрезмерно высокого сопротивления происходит пробой изоляции обмотки катушки
- Разрушение материала корпуса катушки из-за старения или попадания на него масла или антифриза
- Повреждение изоляции обмоток катушки из-за старения, приводящий к межвитковому пробою или обрыву цепи
- Окисление контактов из-за попадания попадания влаги в подкапотное пространство во время сильного дождя, езды по глубоким лужам, преодоления брода или мойки автомобиля.
- Перегрев катушки из-за неправильной работы системы охлаждения двигателя приводит к резкому уменьшению срока службы катушки зажигания
- Повышенная вибрация двигателя из-за детонации или выхода из строя опор двигателя также приводит к уменьшению срока службы катушки зажигания
Способы проверки катушки зажигания
Визуальный осмотр
Вышедшую из строя катушку зажигания часто можно определить по внешним признакам в результате простого визуального осмотра и сопоставления с исправной катушкой зажигания. О выходе катушки зажигания из строя могут свидетельствовать повреждения корпуса катушки, следы плавления, исходящий от катушки запах гари. Такие катушки зажигания подлежат замене.
Замена катушек между цилиндрами
Замена катушки зажигания на катушку зажигания с другого цилиндра — самый простой способ проверить ее работоспособность. Когда вы подозреваете, что катушка зажигания на одном цилиндре не работает совсем или дает пропуски зажигания, замените ее на катушку зажигания с другого цилиндра. Если катушка зажигания действительно неисправно проблемы перейдут с одного цилиндра на другой. Если же проблема не переместилась с одного цилиндра на другой, могут быть неисправны свеча зажигания, форсунка, модуль зажигания, разъем катушки или ее провод.
Метод проверки «на искру»
Для проверки катушки зажигания методом «на искру» выполните следующие действия:
- Снимите индивидуальную катушку зажигания или свечной наконечник со свечи и и подсоедините к заранее подготовленной заведомо рабочей свече зажигания. Если у вас нет запасной рабочей свечи зажигания, выверните свечу из двигателя с помощью свечного ключа.
- Наденьте на свечу индивидуальную катушку зажигания или свечной наконечник
- Держите свечу плоскогубцами, так тобы ее основание касалось массы (любой части кузова или поверхности блока цилиндров)
- Попросите помощника прокрутить двигатель стартером
- При исправной катушке зажигания между электродами свечи должна появится искра. Обратите внимание на цвет искры, нормальная искра имеет ярко-фиолетовый оттенок. Если искры нет совсем, она слабая или имеет желтый цвет, катушка зажигания неисправна.
При проверки катушки зажигания методом на «искру» следует понимать что отсутствие искры между электродами может объяснятся не только неисправностью катушки зажигания, но и другими причинами.
Проверка сопротивления изоляции
Основным методом проверки работоспособности катушки зажигания является измерение сопротивления первичной и вторичной обмоток с помощью мультиметра.
Для измерения катушку лучше демонтировать с автомобиля. Перед началом измерения следует убедиться в исправности мультиметра, для этого нужно замкнуть щупы между собой, на экране должен появиться 0.
Для измерения сопротивления обмоток катушки зажигания нужно знать, где расположены выводы первичной и вторичной обмотки катушки. Найти эту информацию можно в руководстве по ремонту вашего автомобиля или в интернете.
Для измерения сопротивления первичной обмотки катушки зажигания, мультиметр переводят на измерение в пределах до 200 Ом и подсоединяют щупы мультиметра в выводам первичной обмотки (обычно это выводы 1 и 3). Полярность подключения при измерении сопротивления первичной обмотки значения не имеет. Сопротивление первичной обмотки должно находится в пределах 0,5…3,5 Ом.
Для измерения сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания, мультиметр переводят на измерение в пределах до 200 кОм и подсоединяют щупы мультиметра в выводам вторичной обмотки (обычно это вывод 2 и вывод высокого напряжения идущий на свечу). При измерении сопротивления вторичной обмотки катушки зажигания следует учитывать полярность: черный щуп мультиметра к выводу 2, красный щуп мультиметра к высоковольтному выводу на свечу. В зависимости от конструкции катушки сопротивление вторичной обмотки должно находится в пределах 3…19 кОм или 300…400 кОм.
Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания сильно зависит от температуры катушки, горячая катушка имеет меньшее сопротивление, по мере остывания катушки ее сопротивление растет.
Нулевое сопротивление обмотки или сопротивление обмотки меньше нормального свидетельствует о повреждении изоляции и о коротком замыкании между витками. Значение сопротивления обмотки больше нормального свидетельствует об отсутствии нормального контакта или об обрыве провода в обмотке.
Для проверки лучше прозвонить все катушки зажигания и сравнить значение сопротивления у разных катушек. Если все катушки одного производителя и сопротивление обмоток одной из катушек сильно отличается от остальных, проблема скорее всего в ней.
Проверка питающего напряжения
Катушка зажигания может не работать должен образом из-за того, что к ней не поступает питающее напряжение.
Для проверки поступления питающего напряжения на катушку зажигания необходимо выполнить следующие действия:
- Отключите топливный насос, для этого найдите и отключите его предохранитель
- Отключите питающий разъем с катушки зажигания и подключите к нему щупы мультиметра
- Переводите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (DC)
- Включите зажигание, мультиметр должен показывать 0 вольт
- Прокручивайте двигатель стартером, мультиметр должен отображать пульсирующее напряжение 0-12 В
- Если напряжение на разъем не приходит, проверьте проводку и разъемы на наличие повреждений и коррозии
Более точную диагностику работы катушек зажигания можно произвести с помощью осциллографа. Осциллограф способен дать полную информацию о состоянии системы зажигания автомобиля, в том числе катушек зажигания.
Оставить комментарий